Выполнение государственных контрактов и
гособоронзаказов тщательно регулируется представителями органов власти, такими как Министерство обороны, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Прокуратура. Исполнители таких контрактов должны соблюдать необходимые требования, чтобы доказать, что
цена на их продукцию и услуги не завышена, а денежные средства в рамках контрактов используются по назначению, чтобы подтвердить целевое использование.
Для этого государство использует ряд механизмов такие, как:
1) необходимость обоснования цены контракта;
2) подтверждение всех затрат по контракту;
3) ведение
раздельного учета расходов по каждому отдельному контракту или соглашению.
Раздельный учет – это регистрация результатов финансово-хозяйственной деятельности компании по каждому государственному контракту в разрезе статей расходов и
ресурсов. В отличие от бухгалтерского учета, который ведется непрерывно и охватывает всю деятельность компании, раздельный учет по каждому контракту ведется в течение срока его исполнения. При этом состав затрат, учитываемых для целей раздельного учета, порядок
распределения накладных расходов, метод определения финансового результата также отличаются от требований бухгалтерского учета.
Раздельный учет помогает четко отслеживать финансовые потоки и обеспечивает прозрачность в рамках законодательства России. Этот механизм позволяет выделить из общих затрат организации те, которые направлены на реализацию конкретного контракта, а также подтвердить
целевое расходование средств и
стоимость контракта.
Преимущества для организаций:
- Точность калькуляции. Организации могут точно калькулировать затраты и доходы по отдельным проектам.
- Соответствие законодательству. Соблюдение требований российского законодательства.
- Отчетность. Возможность в любой момент отчитаться перед заказчиком или контролирующими органами при исполнении контракта.
Методика раздельного учетаДля разработки методики раздельного учета доходов и расходов по госконтрактам необходимо внести дополнительные аналитические счета в систему учета организации. В этом процессе следует соблюдать следующие шаги:
- Определение кодировки счетов: определение порядка кодировки счетов аналитического учета в учетной политике организации. Важно помнить, что законодательство не регламентирует данный аспект, поэтому организация должна разработать свой собственный метод кодировки, учитывая необходимую детализацию и специфику своей деятельности. Например, субсчет первого порядка может содержать наименование госконтракта, а субсчет второго порядка - детализацию по виду затрат и так далее.
- Включение счетов в рабочий план: внесение счетов аналитического учета, созданных специально для раздельного учета по госконтрактам, в рабочий план счетов организации. Это важный шаг, так как рабочий план счетов является неотъемлемой частью учетной политики и определяет структуру учета финансовых операций.
- При разработке методики раздельного учета доходов и расходов по госконтрактам рекомендуется использовать специализированные методики и инструкции, включая отраслевые стандарты. Это поможет учесть особенности компании и специфические требования к учету контрактных операций.
Например, при ведении раздельного учета по госконтрактам, финансируемым из федерального бюджета, следует руководствоваться правилами, предусмотренными в постановлении № 47. Эти правила включают:
- Общеорганизационные меры: учет затрат по каждому госконтракту осуществляется в раздельности.
- Оформление документов: первичная документация составляется отдельно для каждого изделия, работы или услуги, указанных в госконтракте.
- Аналитический учет: фактические затраты отражаются в специальных аналитических регистрах.
- Методические аспекты: в методике указывается, какие затраты включаются в себестоимость продукции и как их учитывать.
- Финансовая отчетность: финансовый результат по госконтракту определяется как разница между договорной ценой и фактическими затратами, согласно указанным правилам.
Соблюдение этих правил и рекомендаций позволит облегчить ведение раздельного учета по госконтрактам.
Учет расходовОрганизация выполнения госконтракта и учета затрат имеет несколько важных аспектов, которые следует учесть:
- Группировка фактических затрат. Фактические затраты по госконтракту, финансируемому из федерального бюджета в соответствии с Постановлением № 47, группируются следующим образом:
- Прямые или общепроизводственные затраты (материалы, компоненты, услуги производственного контракта и другие) непосредственно включаются в себестоимость продукции, выпускаемой в рамках госконтракта.
- Общехозяйственные расходы (амортизация, выплаты управленческому персоналу (в т.ч. налоги и страховые взносы), общезаводские, расходы по оплате консультационных услуг и др.): включаются в себестоимость пропорционально прямым затратам, количеству произведенной продукции и другим показателям, характеризующим продукцию, выпускаемую в рамках госконтракта, а также другой продукции, производимой предприятием.
- Коммерческие (сбытовые) расходы включаются в себестоимость пропорционально производственной себестоимости продукции, которая включает прямые затраты и накладные расходы.
- Учетные документы и регистры. В рамках раздельного учета важно определить формы учетных документов, такие как лимитные карты, требования, рабочие наряды, а также аналитические регистры учета, включая ведомость затрат на производство и карточку фактических затрат по калькуляционным статьям затрат. Эти документы и регистры помогут систематизировать учет и контроль над затратами.
- Технология документооборота. Организация должна описать технологию документооборота, связанного с выполнением госконтракта. Это включает в себя процессы создания, утверждения и передачи документов, связанных с госконтрактом, чтобы обеспечить эффективное выполнение контракта и учет затрат.
- Сроки и формы отчетности. Следует определить сроки и формы отчетности. Важно своевременно предоставлять информацию о выполнении контракта и затратах в соответствии с установленными требованиями.
- Контроль выполнения алгоритмов учета. Нужно установить механизмы контроля за соблюдением алгоритмов раздельного учета при выполнении госконтракта. Это поможет избежать ошибок и обеспечить надежный учет затрат.
- Прочие аспекты. В положении о раздельном учете также должны быть учтены и другие важные аспекты, специфичные для конкретной организации и видов деятельности.
Разработанный порядок раздельного учета по госконтрактам должен быть доступен и понятен всем сотрудникам организации, связанным с исполнением контракта.
Учетная политикаУчетная политика – это система учета, которую необходимо организовать в соответствии с требованиями законодательства. Положение по раздельному учету затрат в контексте выполнения государственных контрактов является важным элементом учетной политики организации. Его правильное оформление и структурирование помогает обеспечить эффективный учет и контроль над финансовыми операциями. Положение может быть представлено в следующих формах:
- В виде раздела учетной политики: положение по раздельному учету затрат может быть интегрировано в общий раздел учетной политики организации. Это позволяет включить его в документ, регламентирующий учетные процедуры и правила.
- В форме приложения: это может быть полезно для более подробного описания методики раздельного учета, например, с названием "Методика раздельного учета при выполнении госконтрактов".
- Самостоятельное учетное положение: положение по раздельному учету затрат также может существовать как самостоятельный документ внутри организации. В этом случае оно подразумевает более высокую степень автономии и самостоятельности в регулировании учетных процедур.
- Инструкция: положение может быть оформлено в форме инструкции, что облегчает понимание и применение методики раздельного учета для сотрудников организации.
- Иная форма: положение может быть представлено в любой удобной для организации форме, которая соответствует ее внутренним процессам и структуре.
Ключевым моментом при оформлении положения по раздельному учету затрат является его понятность, ясность и соответствие требованиям законодательства. Это помогает обеспечить корректное ведение учета и минимизировать риски при исполнении государственных контрактов. Вне зависимости от формы, в которой оформлен порядок раздельного учета, организация обязана соблюдать следующие правила:
- Утверждение руководством: согласно пункту 4 Положения о бухгалтерском учете в организации (утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н), разработанный порядок раздельного учета подлежит обязательному утверждению приказом или распоряжением высшего руководителя. Это гарантирует официальное и одобренное высшим руководством правило ведения учета.
- Применение с даты утверждения: порядок раздельного учета должен безусловно применяться организацией в рамках ее учетных процедур, начиная с даты, указанной в соответствующем распорядительном документе, утвержденном руководителем. Это означает, что с момента утверждения порядка, он становится обязательным для использования.
Важно отметить, что учетная политика и раздельный учет должны постоянно адаптироваться к
изменениям законодательства. В связи с этим актуальная информация и новости в сфере финансов играют важную роль в поддержании эффективности учетных процессов.
Поэтому, мы предлагаем Вам не тратить нервы на а довериться экспертах компании KaznaLeGko.
Мы бесплатно проанализируем Ваш контракт, предложим самые выгодные условия сотрудничества.